Очерки по истории компьютерной науки и техники в Украине




Очерки по истории компьютерной науки и техники в Украине - стр. 79


специально этому вопросу.
 
Когда мой аспирант Стогний защитил в 1959 г. кандидатскую диссертацию,
я поручил ему работу по искусственному интеллекту, в частности,
обучению машины русскому или украинскому, в общем, естественному
человеческому языку, чтобы она понимала смысл предложения. И мы
довольно быстро добились потрясающих вроде бы успехов. Могли
"разговаривать" с машиной "Киев", как с маленьким ребенком. Она
училась говорить, понимала, задавала вопросы, делала те же ошибки, что
и ребенок, и т.д. Над такого рода вещами(это была оригинальная работа)
работали в разных лабораториях мира. Одни переводили с русского языка
на английский и наоборот, другие еще что-то делали. И оказалось, что
уже первые попытки давали обнадеживающие результаты: идея уже есть,
остается только ее реализовать, а исходя из старого опыта, который был
накоплен в других науках, считали, что идея - это уже 40 % дела. Если
на разработку идеи потребовалось два года, значит, на ее реализацию
потребуется в полтора раза больше и через пять лет мы сделаем
программы, которые будут переводить лучше любого переводчика с
английского на русский, или сделаем такую машину, которая будет по
пониманию языка и смысла хорошим собеседником на уровне человека и
т.д. Но оказалось, что это далеко не так.
 
К сожалению, такая недооценка сложности кибернетических задач типична
для периода становления любой науки. Такие заблуждения случаются даже
у серьезных ученых, которые пытались свой опыт, полученный в старых
науках, экстраполировать применительно к новым задачам. Я как-то
быстро (может, потому, что занимался философией в свое время) это
понял и таких ошибок не делал, таких . предсказаний не давал.
 
Особенность больших систем в том, что от идей по их построению до их
реализации лежит очень длительный путь. Отсюда и появился важный
управленческий принцип - единства дальних и ближних целей. В чем он
состоит? Поясню на примере. Надо решать задачу построения разумных



Содержание  Назад  Вперед