Очерки по истории компьютерной науки и техники в Украине



         

Очерки по истории компьютерной науки и техники в Украине - стр. 77


практические применения. Вот и все. А я его дополнил тем что не
следует начинать (особенно в молодой науке) практическую работу, какой
бы важной она не казалась, если не проведено ее предварительное
теоретическое осмысление и не определена ее перспективность. Может
оказаться, что надо делать совсем не эту работу, а нечто более общее,
что покроет потом пятьсот применений, а не одно. Приведу такой пример.
 
С самого начала работы лаборатории появилось много заказчиков на
моделирование различного рода дискретных систем. Уже позже, после
образования Вычислительного центра, когда был создан отдел Т. П.
Марьяновича (точнее, сначала лаборатория при моем отделе), ему было
поручено этим заниматься. На восемь заказов у него было шесть человек
исполнителей. С недоумением он пришел ко мне, и я посоветовал ему
создать универсальный язык для моделирования дискретных систем (его
потом назвали СЛЭНГ). Я собрал всех заказчиков, провел с ними
"воспитательную работу", и они сказали, что это именно то, что им
нужно. Вот таким способом мы добивались очень широкого применения
наших фундаментальных исследований.
 
Принцип единства теории и практики нельзя понимать утилитарно, т.е.
считать, что каждая задача, каждая теория обязательно должна быть
связана с практикой. Для математики, например, это не так. "Здание"
математики, построенное из старых, математических дисциплин, настолько
прочно связало себя с практикой и настолько высоко поднялось, что если
вы, предположим, достраиваете какой-то этаж и не знаете, каким образом
он будет связан с нижними, то можете быть уверены, что, если вы
решаете действительно трудную задачу, это рано или поздно окажется
полезным для практики. Но когда создается новая теория, в основании
которой нет еще стройного базового здания, то появляются попытки
строить не его, а воздушные замки. Это достаточно легко, но, как
правило, бесперспективно для новой области исследований. Поэтому, пока
не построен фундамент, строить теории, не опираясь на практику, очень



Содержание  Назад  Вперед